Четверг, 14.11.2019, 00:47
Приветствую Вас, Гость

08:24
Городской семинар «Развитие речевой деятельности учащихся – важный фактор формирования интеллектуальной, творческой личности»

Городской семинар «Развитие речевой деятельности  учащихся – важный фактор формирования интеллектуальной, творческой личности»


 


Пугающе низкий уровень развития речевой деятельности сподвиг педагогов нашей школы во главе с Лилией Григорьевной Плетневой провести городской семинар по теме: «Развитие речевой деятельности учащихся - важный фактор формирования интеллектуальной, творческой личности». Лейтмотивом нашего мероприятия стали слова Г. Гегеля: «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». И как учить детей говорить грамотно, быть всесторонне развитыми, великолепно продемонстрировали наши коллеги своими интереснейшими мероприятиями. 
Павленко Валерия Викторовна задала тон своим выступлением об организации процесса в развитии речевой деятельности младших школьников. Она обратила внимание на то, что   по статистике одна треть детей приходит в школу с дефектами речевой деятельности , 80% детей нуждаются в коррекции у логопеда, а читают,   придя в первый класс, только  30%детей.       Валерия Викторовна  сказала, что огромное количество  специальных  игр можно включать в урок для достижения поставленных целей, так например «Хорошо - плохо», «слово-магнит» и  другие. Очень продуктивен  в работе прием эмпатии: «расскажи, о чем думает двойка, школьная доска и т.д.»,  «стань мышкой, опиши кошку» - и многое другое. Очень интересен был видеоролик урока технологии, на котором развивалась речь учащихся, это своеобразная наглядная демонстрация организации процесса развития речевой деятельности. Рассуждая на уроке технологии  всего лишь о пластиковой посуде, Валерия Викторовна показала  эффектный и доступный способ развития речи у учащихся начальной школы.
      «Дета эна» - азбука на грузинском языке – обозначает язык матери, родителей. О Роли семьи и родителей в создании развивающей среды говорила на своем импровизированном родительском собрании Серякова Ольга Ивановна, именно ее дети – учащиеся  4В рассуждали о значении и смысле речевой деятельности в жизни. Очень содержательное и полезное получилось  мероприятие. Мне,  как родителю и как педагогу, многое пригодиться в дальнейшем, особенно советы родителям, при помощи каких упражнений можно развивать речь у детей дома : «Сочинялки», «Открытка для бабушки», «Мамина помощница» и пр. Важно и то, что из продемонстрированного видео (опрос детей), следует, что им не хватает общения с родителями. На вопрос: что посоветуете своим родителям? –дети отвечают: больше говорите с нами, помогайте в выполнении заданийь, читайте с нами, исправляйте наши ошибки, , отведите к логопеду  и т.д. Есть о чем задуматься нам взрослым?!


   Хочется отметить атмосферу, в которой провела свой мастер-класс Наталья Алексеевна Барбашова. Как говориться вся работа  на одном дыхании. И дети, и педагог представили  необычные возможности обогащения словарного запаса детей посредством движения (во время похода). Мы побывали вместе с участниками мастер-класса у костра «Байки у костра», преодолевали преграды «Экстремальные ситуации», запоминали, как вязать узлы «Узелок завяжется», выбирали место для бивака  «Исправь ошибку», «Объясни выбор», гадали, что за рыбу выбросило на берег моря «Встреча с загадкой». Все это ребята демонстрировали  с комментариями, пояснениями, используя сложную терминологию и серьезные энциклопедические знания, эмоционально и уверенно. 
    Конечно, следует обратить внимание на то, что сказали гости из других школ о работе Светланы Викторовны Миник и Лилии Григорьевны Плетневой в 4 и 11 классах: «Интересный, необычный прием».  Работая над одним и тем же произведением Мухтара Ауэзова «Сирота», коллеги не только смогли продемонстрировать на практике речевые возможности детей разного возраста, но и заставили всех  присутствующих  задуматься о важном и вечном, о смысле жизни, о доброте и умении ладить с окружающими.
     Урок-миниатюра у Светланы Викторовны начался с музыки, настроил и гостей семинара  и ребят 4 А класса на вдумчивый, глубокий, эмоциональный лад. Они  сосредоточенно размышляли о судьбе главного героя Касыма. Многое из увиденного и услышанного на уроке произвело глубокое впечатление (иногда до слез) на гостей нашей школы: и пересказ от лица Косыма, и озвучивание фильма, собственные иллюстрации детей и их описание. Лица  ребят в эти моменты выражали совсем не детские эмоции, и рассуждения их были не по годам  взрослые и серьезные .


      Мета-урок, показанный Лилией Григорьевной, отличался динамикой,  научностью, и серьезностью. Ребята из11А класса демонстрировали свое мастерство, уверенно, грамотно и логично выстраивая свою речь. Несмотря на волнение, они смогли задать мини-уроку тон  научно-исследовательской работы. Каждый раскрыл свой блок вопросов: какие проблемы поднял автор произведения, какие приемы использовал автор для раскрытия образа, кто окружал героя, внесюжетные элементы в рассказе, какова идея произведения. Вжился в роль Касыма Тадевосян Никита, который в виртуальной беседе с Олегом Исаевым расказал о своей (Касыма) жизни.. И Олег же, как дотошный журналист, взял интервью у одноклассников, выяснив тем самым, правильно ли понят ребятами этот простой на первый взгляд рассказ. Подводя итоги,  старшие ребята убедили зрителей, что  и речью, и сделанными выводами они отличаются от четвероклассников: ответы их были более четкими, прагматичными, взвешенными, глубоко продуманными и прочувствованными. Завершающая часть урока – примеры из жизни  бывших сирот, нашедших свой путь, - показала реалистический взгляд ребят на жизнь и полную уверенность в том, что все в жизни зависит от человека.


   Не менее интересны были  тренинги и ролевые игры, продемонстрированные для иллюстрации технологии критического мышления  как средства развития речевой компетенции.
   Разноцветные шесть шляп надевали ученики 10 класса на мероприятии у Галандиной Галины Мефодьевны и Татьяны Михайловны Петуниной. Очень впечатлило, как информативен этот метод, позволяющий любую проблему рассмотреть с разных сторон, вместе с тем этот способ информативен и доступен, может быть использован на различных предметах и  позволяет даже не самым одаренным детям раскрыть в себе новые возможности, поверить в себя.
    Большое практическое значение имеет и метод трех стульев, показанный Оксаной Николаевной Ткаченко, Натальей Сергеевной Сидоровой и Людмилой Вячеславовной Петровой. Помимо прочих достоинств, этот метод, по мнению гостей, позволяет пополнить лексикон ребят, разнообразить и оживить любой процесс обучения.
   Интересна и познавательна была и работа Дины Николаевны Шкребы и Елены Викторовны Кулаевой, Светланы Александровны Масовец и Сарбаевой Марины Анатольевны. Они проиллюстрировали приемы развития критического мышления: прием «рыбная кость», ромашка Блума, синквейн, диамант и многое другое. Помимо важных и полезных знаний, был показан  фрагмент урока с использованием названных приемов. Ребята из 7А, возможно, и не знали, какие приемы и методы использует педагог, но сразу включились в работу, проявляли неподдельный интерес к  и активность, а это, я думаю, самое главное.
В заключении милый, теплый, как всегда в начальной школе, эмоциональный фрагмент урока продемонстрировала Елена Ивановна Кадыко. Она тоже показала «Технологию критического мышления через чтение и письмо». Ребята работали с произведением Бажова «Серебряное копытце». Результат работы замечательный - дети смело исправляли свои ошибки, работали в группах, не стеснялись пользоваться словарем, переосмысливали текст, еще и «окать» по-уральски научились.
  В завершение хочется сказать, что любая и устная, и письменная речь украшает нашу жизнь, наполняет ее красками, эмоциями, звуками. Это очень мощный, многогранный инструмент для формирования  творческого, интеллектуального ребенка. А так как  любое развитие влияет на  развитие речевой деятельности,  давайте развивать ребят во всех  отношениях,  и совершенствование речевой деятельности обязательно произойдет, оно приведет к прогрессу и совершенствованию учащихся, ведь эти процессы тесно взаимосвязаны.


Л.Е. Кузьмина, учитель физкультуры

 

 

Просмотров: 820 | Добавил: defaultNick | Рейтинг: 5.0/1