Четверг, 26.11.2020, 11:09
Приветствую Вас, Гость

Кружок ниткографии «Изонить».
19.05.2011, 13:00

Кружок ниткографии  «Изонить».

   Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою худо­жества» предмет материального на­значения, дать ему смысл, сделать его привлекательным. Прикладные искус­ства преображают саму жизнь, заме­няя существовавшие до них нехудоже­ственные вещи — художественными, тем самым формируя сознание, духов­ный облик человека

А. Б. Салтыков

   Ниткография, или изонить, — это тех­ника создания картин из ниток на твердой основе (картоне, бархатной бумаге, коже и т. п.). Ее также называ­ют вышивкой по картону. В настоящее время ниткография пользуется необы­чайной популярностью. Она привле­кает простотой исполнения и эффект­ностью готовых работ. К тому же для того, чтобы заниматься ниткографией, не требуется больших затрат. Ос­новные материалы — это твердая ос­нова и цветные нитки, что позволяет сделать данный курс не просто доступным учащимся, но и весьма интересным. Родиной ниткографии считается Анг­лия. Согласно одной версии, техника была придумана английскими ткача­ми. Они создавали картины, особым образом переплетая шнуры на дере­вянной основе с вбитыми в нее гвоз­дями. Сегодня любители рукоделия упростили эту технику, отказавшись от гвоздей и заменив древесину более доступными материалами.

Вторая версия гласит, что создатель­ницей техники ниткографии является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и мате­матик, автор серии книг, одна из кото­рых — «Подготовка ребенка к воспри­ятию науки» (1904) — имела очень большую популярность. Технику запол­нения нитками различных форм Мэри Эверест Буль изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии. Занятие ниткографией доступно и ин­тересно людям практически любого возраста. Ниткография хорошо разви­вает фантазию и художественный вкус, в пожилом возрасте помогает трени­ровать память.

            Цели и задачи программы кружка - повысить уровень эстетического и нравственного воспитания детей , создать условия для максимального развития их творческого потенциала,  помочь детям в изучении геометрии, развивать их пространственное, абстрактное и художественное воображение, развивать мелкую моторику рук, формировать интерес к изучению как родной, так и зарубежной культуры и искусства, развитию основ графической грамотности, образного и пространственного воображения, формировать навыки работы с чертежными инструментами и приспособлениями, расширить и углубить знаний в области  материаловедения, совершенствования умений и навыков работы с ручной иглой,   развивать творческие способности  учащихся через формирование их познавательных исследовательских интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту, а так же     развивать познавательные интересы, творческие и организаторские способности, трудовые, коммуникативные умения, эстетический вкус; воспитывать трудолюбие, уважение к мастерству, аккуратность, бережливость, творческий подход и самостоятельность, ответственность за результаты своего труда.

      Обучение детей ориентировано на выполнение необходимых изделий для украшения интерьера, быта, одежды. Все практические работы детей могут быть  учебными и творческими. Трудоёмкие изделия рекомендуется выполнять коллективно.

      Особое внимание в процессе изучения курса необходимо обратить на знание и точное соблюдение всеми детьми правил безопасности труда.

      Программа кружка рассчитана на детей 9-14 лет, с общим объёмом 288 часов и два года обучения (изучение в объёме 4 часа в неделю- 1год, и 4часа в неделю – 2год). Основное содержание программы составляют практические работы (до 80% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.

      Эффективность программы можно проследить по некоторым направлениям:

-формирование уверенности детей в своих знаниях и творческих возможностей;

-применение на практике полученных знаний и навыков;

частие работ в выставках, мероприятиях, соревнованиях;

- участие в проектной деятельности;

-повышение уровня успеваемости учащихся в школах по предметам творческого типа( труд, изобразительное искусство, геометрия, черчение).

       К концу обучения дети должны знать:

- использование ниткографии при выполнении необходимых изделий для украшения интерьера, быта, одежды.;

-виды бумаги для вышивки;

-материалы и инструменты, техника безопасной работы с ними;

-способы подготовки материалов к работе;

- основные элементы ниткографии;

-правила разметки основных элементов ( угол, круг, дуга);

-правила деления объекта вышивки на структурные элементы;

- правила заполнения основных элементов ( угол, круг, дуга);

Должны уметь:

-применять на практике теоретические знания искусства ниткографии;

-самостоятельно принимать решения о делении объекта вышивки на структурные элементы;

-выполнять схемы изонити;

-размечать и заполнять основные элементы ( угол, круг, дуга);

-составлять и вышивать композиции из основных элементов;

-оформлять готовые работы.

      Способы проверки полученных знаний и подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы:

 

                                       

Учебно-тематический  план

 

Наименование раздела, темы

Количество часов

1-й год

2-й год

 

1.

2.

3.

 

4.

 

  5.

 

Вводное занятие

Основы техники ниткографии

Заполнение простых фигур. Композиции из них.

Заполнение сложных фигур. Композиции из них.

  Итоговое занятие

 

2

2

116

 

23

 

1

 

1

1

98

 

43

 

1

 

Итого:

144

144

 

Содержание программы кружка ниткографии «Изонить»

1.Вводное занятие.  История изонити, материалы и инструменты, техника безопасности.

2. Основы техники ниткографии. Начало работы. Разметка.

3. Заполнение простых фигур. Композиции из них. Заполнение прямых углов. Композиции из прямых углов. Закладка для книг. Разносторонние прямые углы. Острые углы. Картины из острых углов. Окружности. Заполнение по диаметру. Равномерное заполнение. Неравномерное заполнение. Заполнение сеткой. Полуокружности. Спираль. Овал. Квадрат. Ромб. Простые композиции из основных элементов.

4. Заполнение сложных фигур. Композиции из них.5-8ми-конечные звезды. Многоугольники. Многоугольники с фигурами в центре. Многоугольники, вписанные в различные фигуры, с фигурами в центре.

5. Итоговое занятие. Выставка работ.

 

 

Прогнозируемые результаты

- овладение детьми знаний  об используемых приспособлениях и инструментах, о подборе материалов по цвету и фактуре;

- овладение детьми умений и навыков правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;

- сформировать устойчивый интерес детей к декоративно-прикладному искусству, вышивке по картону;

- повысить активность участия детей  в творческих конкурсах, выставках, научно-практических конференциях;

- рост самостоятельности детей в приобретении новых знаний и умений.

 

Методическое обеспечение программы

Для  эффективного решения поставленных задач ( образовательных, развивающих, практических и воспитательных) используются следующие приемы и методы обучения:

- метод проблемного обучения;

-игровой;

-аналитический (наблюдение, самоанализ).

Методы работы: групповой и индивидуальный.

      В программе обучения материал излагается от простого к более сложному, от теоретических знаний - к практическому применению. Для более одаренных детей имеются задания повышенной сложности.

     Детям предоставляется право самостоятельного выбора темы практических  проектов.

     В целях активизации процесса обучения в занятия включаются интеллектуальные игры и конкурсы. Игровая ситуация помогает ребенку лучше усвоить учебный материал. Эти игры развивают внимание.

     В программе предусмотрено повторение пройденного материала ,так как состав группы учащихся может меняться.

      В конце обучения дети выполняют более сложные в творческом и техническом плане задания.

Педагог постоянно поощряет самостоятельность учащихся при выполнении заданий. Коллективные работы способствуют сплочению коллектива, а индивидуальные занятия открывают творческий потенциал ребенка.

 

Итоги первого года занятий детей в кружке ниткографии «Изонить»

-выставка работ  учащихся на мастер-классе «Изонить - нитяная графика» в ПИППКРО г. Владивостока (декабрь 2010 г.);

-открытое занятие на тему «Изонить - объемная вышивка»(март 2011г.);

-выставка работ учащихся на предметно методической декаде учителей технологии и ИЗО (март 2011г.);

-участие во Всероссийском интернет-конкурсе творческих проектов (Тарасевич Дмитрий, 2 А класс: «Млечный Путь- галактика, в которой мы живем», апрель 2011г.);

-коллекция образцов, индивидуальных и коллективных работ.

Киселева Марина Хажбиляловна, учитель технологии

МОУ СОШ №251 ЗАТО г. Фокино Приморского края.

Категория: Дополнительное образование | Добавил: defaultNick
Просмотров: 19003 | Загрузок: 0 | Комментарии: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]