Четверг, 23.05.2019, 15:35
Приветствую Вас, Гость

Основы религиозных культур

и светской этики

О введении в школы курса ОРКСЭ

 

1. Осознанный и свободный выбор модуля

Осознанным и свободным выбор учебного предмета (модуля) «Основы православной культуры» может быть в том случае, когда о цели, задачах, содержании и ожидаемых результатах изучения предмета ОПК родители услышат от  компетентного человека .

Перед школой не ставится цель: равномерно презентовать все модули. И у родителей нет задачи — выбирать модуль так, как в магазине выбирают перчатки.

Исходная задача комплексного курса ОРКСЭ — предоставить возможность родителям выбирать, а детям изучать свою религиозную культуру. Если же родители люди нерелигиозные, то они могут выбрать для своих детей нерелигиозный модуль. Главный принцип — добровольность и свобода выбора.

 

2. Почему выбор модуля предоставляется родителям (законным представителям) учащихся?

Потому что, согласно нормам международного права и российскому законодательству родители учащихся имеют приоритет в воспитании своих детей: они имеют полное право воспитывать своих детей в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениями.

«Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».( Протокол № 1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод». Ст. 2. «Право на образование».)

Если родители хотят, чтобы их дети изучали основы православной культуры, то школа призвана обеспечить этим детям такую возможность.

 

3. Что  представляет собой  учебный предмет «Основы православной культуры»?

Рассказывая о цели, задачах и содержании учебного предмета «Основы православной культуры», необходимо разъяснить, что обучение религии — это одно, а знакомство с духовно-нравственными основами религиозной традиции — иное. Духовно-нравственное образование не следует отождествлять с религиозным обучением.

Религиозное обучение предполагает молитвенную практику, пост, регулярное участие в богослужении. Духовно-нравственное образование призвано научить школьника отличать добро от зла, научить почитать родителей и старших, не обижать младших, быть благодарным, дружелюбным, ответственным, честным, осторожным, трудолюбивым, милосердным, любить свою Родину, почтительно относиться к захоронениям, не разорять кладбища, не оскорблять родителей и учителей, не сквернословить, не воровать, не лгать, не употреблять наркотики, уклоняться от преступных сообществ.

Поскольку многие родители верят, что воспитать эти нравственные качества и добродетели помогают родная православная традиция и культура, то, вполне естественно, что они выбирают для своих детей «Основы православной культуры». При крещении своих деток эти родители уже дали Богу обещание, что будут их воспитывать в православной традиции и культуре. В школе же   воспитанию  детей на основе православной педагогической традиции призван содействовать учебный предмет (модуль) «Основы православной культуры». (Курс ОРКСЭ вводится не для того, чтобы снабдить школьников ещё какими-то сведениями по культурологии, а ради духовно-нравственного воспитания.) Таким путём будет достигаться согласие  между семьей и школой в деле нравственного воспитания детей и молодежи.

Следует знать, что в настоящее время в России имеется очень много родителей, которые сами не получили традиционного православного воспитания, но сожалеют об этом. Знакомясь по жизни с родной православной историей и культурой, они очень хотят, чтобы их дети-школьники знали и осваивали основы православной культуры России.

4. Значение Православия и православной культуры для России 

Действующим законодательством «признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры» (Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях».1997 г.). Признаётся вклад в культурно-историческое развитие России и других традиционных религий, помогающих всем народам России жить в братской дружбе.

5. О содержании учебного предмета ОПК.

Родителям следует знать, что, изучая исторические основы православной культуры России, их дети смогут ознакомиться со священными страницами истории России и узнать: когда и благодаря кому появилась славянская письменность, как Русь приняла Святое Православие, чем воодушевлялись наши предки, защищая Русскую землю; узнают дети имена и подвиги самых выдающихся просветителей, защитников, героев и святых людей России — лучше узнают Родную историю.

Изучая нравственные основы православной культуры России, дети узнают, почему так важно хранить заповедь о почитании родителей, о почтительном отношении к старшим, о необходимости заботиться о младших. Они познакомятся с понятием добродетель (доброе дело, добрый поступок), узнают о важнейших добродетелях — благодарности, дружелюбии, ответственности, честности, осторожности, трудолюбии и милосердии.

Нравственно-развивающее содержание этого раздела ОПК лучше всего выражают слова академика Д.С. Лихачева: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое!»

 

6.  Каковы ожидаемые результаты обучения ОПК?  И как скоро будут эти результаты?

Освоение православной культуры в школе поможет школьникам и школьницам понять и усвоить:

§ почему надо благодарно и почтительно относиться к родителям;

§ почему надо ценить возможность учиться в школе;

§ необходимость дружелюбия, честности, трудолюбия, милосердия;

§ что такое любовь к Родине;

§ почему нельзя сквернословить, воровать, наносить вред другим людям, природе, имуществу;

§ как вести себя при исполнении Государственного Гимна, на мемориальных торжествах;

§ как вести себя в храме, при погребении людей, на кладбище;

§ необходимость доброжелательного отношения к представителям другой культуры;

§ что всегда надо стремиться к добру и избегать зла.

Конечно, доброе воспитание не совершается автоматически или механически. Но если с детства не привить добрые навыки поведения, то дело духовно-нравственного воспитания будет упущено.

 

                                                                                            Утверждено приказом
                                                                                       №34-Д от 08.04.2015.
                                                                                 Директор МКОУ СОШ №251
                                                                                  Г.И.Иванова   ____________

Регламент выбора в МКОУ СОШ №251 ГО ЗАТО


 г. Фокино родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
          1. Общие положения.
         1.1. Настоящий регламент определяет условия и порядок выбора в МКОУ СОШ №251 родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – выбор, курс ОРКСЭ).
         1.2. Настоящий регламент основывается на законодательстве Российской Федерации, закрепляющем преимущественное право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в российской Федерации» (далее – Федеральный закон); право выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включённых в основные общеобразовательные программы, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно – нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических т культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативных им учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (части 1, 2 статьи 87 Федерального закона).
     
         2. Порядок выбора.
         2.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) обучающихся о праве на выбор.
          Вопросы организации выбора в МКОУ СОШ №251 рассматриваются на заседании административного совета образовательной организации с участием руководителя образовательной организации, классных руководителей классов, в которых должны быть проведены родительские собрания, представителей родительского сообщества.
         Решением административного совета МКОУ СОШ №251 назначается представитель администрации, ответственный за организацию и проведение выбора –  заместитель руководителя (директора) МКОУ СОШ №251 (далее – ответственный).
         Не менее чем за неделю до даты проведения родительского собрания классными руководителями до родителей (законных представителей) обучающихся должна быть доведена информация о выборе (приложение 1). Информация может быть передана родителям (законным представителям) лично, через обучающихся или дистанционно. Классный руководитель обязан проверить доведение информации до родителей (законных представителей) обучающихся в своём классе и сообщить о результатах ответственному. 
         При общении классного руководителя с родителями (законными представителями) рекомендуется выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительском собрании и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, а также проблемные ситуации, которые могут возникнуть на собрании. О таких вопросах, проблемных ситуациях следует известить ответственного и по возможности подготовиться к их решению, чтобы ко времени проведения родительского собрания проблемные ситуации были максимально исключены.
         При общении с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому – либо выбору под любым предлогом (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможности обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.) В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) обучающихся «помочь с выбором», «посоветовать» и т.п. они должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей за выбор, их преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании. Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, а также его личные интересы.
         2.2. Основной этап. Проведение родительского собрания. 
         Дата проведения родительских собраний в классах  определяется заранее, эти сведения вносятся в текст информации для родителей (приложение 1). 
Информация о дате родительских собраний в классе с указанием темы размещается на официальном сайте МКОУ СОШ №251 не позднее, чем за 7 дней до даты проведения родительского собрания.
         Дата проведения родительского собрания не должна изменяться менее чем за 3 дня до назначенной даты собрания, указанной в информации, опубликованной на официальном сайте МКОУ СОШ №251.
         На родительское собрание класса должны быть приглашены и присутствовать: 1) родители (законные представители) обучающихся в классе; 2) ответственный за выбор представитель МКОУ СОШ №251; 
3) классный руководитель; 4) педагоги, которые предусматриваются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ; 5) представитель родительского комитета МКОУ СОШ №251; 6) выразившие желание участвовать в собрании официальные представители централизованных религиозных организаций из числа организаций, представленных в федеральных или региональных координационных органах, советах по курсу ОРКСЭ.
         Допускается проведение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся нескольких классов. В таком случае протоколы родительского собрания должны быть оформлены по каждому классу на основе личных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся в каждом классе. 
         Вести собрание должен ответственный или руководитель (директор) МКОУ СОШ №251. 
         Проведение собрания проводится по следующему плану:
Вводное выступление ответственного или руководителя (директора) МКОУ СОШ №251 по теме.
Представление педагогических работников, которые предполагаются в качестве учителей по всем модулям курса ОРКСЭ.
Представление содержания образования по модулям курса ОРКСЭ.
         Представление родителям (законным представителям) содержания образования проводится педагогическими работниками, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ.
         Родителям (законным представителям) должны быть последовательно представлены все модули курса ОРКСЭ вне зависимости от предполагаемого выбора родителей (законных представителей) обучающихся.
Представление содержания образования по каждому из модулей курса ОРКСЭ должно включать краткий рассказ о содержании данного модуля, целях и ожидаемых результатах образования, используемом учебно – методическом обеспечении (учебники, учебно – методические комплексы, включённые в действующие Федеральные перечни). 
Ответы на вопросы родителей (законных представителей) обучающихся.
Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений (приложение 2).
         Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы на завершающем этапе собрания. Родители (законные представители) обучающихся заполняют бланк самостоятельно, от руки. Допускается оформление заявления одним из родителей (законных представителей) обучающегося. В заявлении указываются: 1) название образовательной организации и место её нахождения (город); 2) фамилия и инициалы руководителя МКОУ СОШ №251; 3) класс, в котором обучается ребёнок; 4) фамилия и имя ребёнка; 5) название выбранного модуля курса ОРКСЭ; 6) дата; 7) личная подпись родителя (законного представителя) обучающегося с расшифровкой.
Сбор заполненных родителями (законными представителями) личных заявлений, проверка правильности их оформления, сверка числа личных заявлений по списку учащихся каждого класса.
         2.3. Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации о выборе в органы управления образованием.
         По каждому классу оформляется протокол родительского собрания класса (приложение 3).Данные по выбору в правом столбике указываются в численной форме, с дублированием их в письменной форме в скобках. При отсутствии выбора одного или нескольких предметов (модулей) следует указать в соответствующей строке: 0 (ноль). Протокол подписывается классным руководителем и председателем родительского комитета класса.
         В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это должно быть сделано до направления данных в органы управления образованием информации в электронном виде.
         Данные протоколов по каждому классу должны соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе.
         После сбора заявлений на родительских собраниях и добора заявлений от отсутствовавших родителей ответственный оформляет лист сводной информации (приложение 4), который подписывается руководителем (директором) МКОУ СОШ №251 и председателем родительского комитета МКОУ СОШ №251, скрепляется официальной печатью МКОУ СОШ №251.
         В установленные сроки в органы управления образованием передаётся информация о выборе модулей в установленном виде (в электронном виде или лист сводной информации в печатном виде).
         В МКОУ СОШ №251 по итогам выбора сохраняются: 1) заявления родителей; 2) протоколы родительских собраний; 3) оригинал или копия листа сводной информации. Указанная документация сохраняется в МКОУ СОШ №251 не менее 5-ти лет.

         3. Особые условия.
         3.1. Допускается предварительный сбор заявлений от родителей (законных представителей), которые могут отсутствовать в период выбора в образовательной организации и соответственно на родительском собрании по уважительным причинам. В этом случае классный руководитель должен заранее выявить таких родителей (законных представителей), проинформировать их о выборе, предать им бланки заявлений, проверить их получение, обеспечить сбор правильно оформленных заявлений. Эти заявления должны сохраняться у ответственного до проведения родительского собрания.
         3.2. В исключительных случаях допускается изменение выбора родителями (законными представителями) после подведения итогов родительских собраний и направления информации в органы управления образованием. В этом случае родители (законные представители) обучающегося должны обратиться к руководителю МКОУ СОШ №251 лично или с письменным заявлением. Решение об удовлетворении такого заявления принимается руководителем МКОУ СОШ №251 по согласованию с педагогическими работниками, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ. Изменение выбора оформляется новым заявлением от родителей (законных представителей) обучающегося, которое также сохраняется в МКОУ СОШ №251 вместе с их первоначальным заявлением.
         
                                                                                                        Приложение 1
Информация
о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Уважаемые родители!
     В 4-хклассах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного  учебного курса «Основы религиозных  культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:
        «Основы православной культуры»;   «Основы исламской культуры»;
        «Основы иудейской культуры»; «Основы буддийской культуры»;
       «Основы мировых религиозных культур»;   «Основы светской этики».
     Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики  согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. 
    При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.
    Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.
    Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет зафиксирован ваш выбор.
    Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
    Дата, время, место проведения родительского собрания:


С уважением, администрация_______________________________________
                   (наименование, место нахождения образовательной организации)


                                                                                                                                                       Приложение 2
                                                                                                               Директору
                                                                              образовательной организации
                                        ____________________________________________
               (наименование, место нахождения образовательной организации)
                                        ____________________________________________
                                                                                                                  (Ф.И.О.)
                                                  
                                                Заявление
     Мы, родители (законные представители) учащегося ______  « ____»  класса образовательной организации _______________________________
(наименование, место нахождения образовательной организации)
__________________________________________________ (Ф.И ребёнка), из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур  и светской этики»:
        «Основы православной культуры»;
        «Основы исламской культуры»;
        «Основы буддийской культур»;
        «Основы иудейской культуры»;
        «Основы мировых религиозных культур»;
         «Основы светской этики»
выбираем для своего ребёнка изучение модуля (написать от руки):

____________________________________________________________

Дата «___» __________________  20__ г.

_________________________  (Ф.И.О)___________________________
                             (подпись)

_________________________  (Ф.И.О)___________________________
                             (подпись)
                                                                                                           
                                                                                                       Приложение 3
Протокол
родительского собрания____   «____» класса

________________________________________________________________
                (наименование, место нахождения образовательной организации)
    Результаты  выбора родителями (законными представителями) обучающихся ____ «____»  класса модулей комплексного курса «Основы